
Игра в шашечки: почему штормит рынок таксоперевозок?
В 2017-2019 годах ФАС проводила анализ рынка агрегаторов такси и установила, что рынок является высококонцентрированным с недостаточно развитой конкуренцией (с учётом рассчитанного индекса рыночной концентрации и установленных барьеров входа на рынок).
В заявлении антимонопольщиков было сказано: «Ценообразование пассажирских перевозок легковым такси фактически осуществляется агрегаторами такси. Учитывая изложенное, необходимо усилить антимонопольный контроль при осуществлении экономической концентрации на рынке агрегаторов такси, тщательно следить за поведением участников рынка с целью недопущения ограничения конкуренции и ущемления прав третьих лиц».
В прошлом году ФАС одобрила сделку по покупке активов «Везёт» компанией «Яндекс.Такси», что возмутило представителей компании Gett и Профсоюза таксистов – последние обратились в Генпрокуратуру с просьбой проверить сделку. Они заявили, что монополизация рынка такси вызовет усиление эксплуатации и снижение расценок. Но представителей ФАС ничуть не смущает появление новой монополии.
В «Яндекс.Такси» тогда заявили, что приобретают не бизнесы, а лишь колл-центры. Другими словами, условия работы водителей, оказывающих услуги по стандартам «Везёт», не должны были меняться. Также обещали, что сделка не затронет крупные города. Однако де-факто объединение не ограничилось тем, что декларировалось. Водителей начали переводить на стандарты «ЯндексТакси» и программу принятия заказов «Яндекс.Про». при этом значительная часть автомобилей водителей «Везёт» были исключены из сервиса «из-за несоответствия классификатору».
В итоге, оказание услуг по правилам «Везёт» было прекращено, а по телефонам диспетчерской службы стали принимать заказы «Яндекс.Go». Водители стали жаловаться на существенное снижение заработка, многие были вынуждены уволиться. В числе пострадавших – московские и петербургские водители.
Вот как отреагировал на ситуацию лидер Движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов: «У нас на глазах происходит формирование цифрового монополиста в сфере такси, который уже скоро не будет церемониться ни с пассажирами, ни с водителями. Уже официально озвучена доля «Яндекс.Такси». в Москве - 68%. В итоге доля крупного агрегатора со временем естественным образом растет, а доля небольшого так же естественно падает - это приводит к естественному формированию цифровой частной монополии».
Водителям невыгодно – они бастуют
Один из екатеринбургских экспертов-наставников сервиса, занимающийся обучением коллег-новичков, заметил, что ни о каком 30-процентном росте доходов говорить не приходится - водители вынуждены крутить баранку по 12-16 часов в сутки, мол, только таким образом можно хоть что-то заработать. А это, по словам профессионального таксиста, серьезный физический износ с неизбежным падением концентрации на дороге.
Мужчина посетовал на рост комиссий и смены. «Вместо того, чтобы делиться с водителями доходами пропорционально, водителей стимулирует перерабатывать невысокая оплата труда».
В начале февраля 2022 года в Комсомольске-на-Амуре водители такси, работающие с агрегатором «Максим», также бастовали. Люди отказываются принимать дешевые заказы, отмечая, что им невыгодно возить пассажиров по нынешним тарифам. Присоединились к акции и их хабаровские коллеги из Хабаровска.
Хитрые схемы
Городской глава тогда ответил, что не будет запрещать деятельность Uber, GetTaxi и «Яндекс.Такси», поскольку не имеет полномочий по регулированию «сферы интернета и каким-либо запретам в области интернет-коммерции».
Претензий к деятельности Uber накопилось по всей планете – митинги против сервиса идут периодически во всех уголках планеты. Как отметили коллеги из издания «Собака», идея приложения для вызова такси не плоха, вот только дьявол, как всегда, в деталях. Uber подключает к своей системе кого угодно и тем самым диктует такую тарифную политику, которая делает работу легального такси нерентабельной. Чисто формально Uber — не такси, то им не надо получать лицензию, не надо содержать автопарк, они не подпадают под контрольные мероприятия ответственных ведомств.
В случае, если вы пострадаете от действий водителя, которого вызвали через приложение, то компания оказывается не причем – в этом случае на вас не распространяется ни закон о такси, ни устав автомобильного транспорта и т.д. Отсюда массовые забастовки водителей в разных странах: люди не хотят работать за гроши, требуют уважения к своему труду и готовы защищают свой труд от тех же мигрантов, готовых работать «за недорого».
О мигрантах
Кстати, о мигрантах. В этом году стали появляться новости о том, что власти некоторых регионов запретили иностранцам, работающим по трудовым патентам, трудоустройство в тех или иных сферах, включая такси. Подобными инициативами отметились Тюменская область, Ханты-Мансийский округ и т.п.
Люди знающие говорят, что схожая ситуация была несколько лет назад. Тогда для гастарбайтеров также ввели ограничения на работу в сфере пассажироперевозок, но они нашли лазейку - начали массово получать права в одной из кавказских республик (цена вопроса - 35 тыс. рублей). С этими ВУ многие из них ездят до сих пор, водят неважно, по-русски говорят плохо. А сейчас права покупают в Киргизии.
Чиновники полагают, что место мигрантов должны занять местные, мол, в кризис всякая работа хороша. Вот только сами таксисты полагают, что не все поведутся на доход в 30 тыс. рублей, и это при плотном рабочем графике.
Массовый наем россиян привет, по прогнозам экспертов, к росту стоимости поездок. При этом должны измениться условия труда таксистов. Перемен должно быть так много, что есть реальные сомнения в их скорой реализации.
-
26.06.2025, 10:01
Первые клиенты пожаловались, что Tesla Robotaxi едет, как пьяная
Первые дни публичного тестирования беспилотных такси Tesla в Остине (штат Техас) показали, что технология пока далека от идеала. Робокары выезжают на полосу встречного движения, тормозят без видимой причины и останавливаются посреди шестиполосной дороги. При этом все поездки проходят под контролем инженера-испытателя, который находится на переднем пассажирском сидении.Читать далее
-
20.06.2025, 14:49
Сергей Когогин: «Бороться с китайским автопромом невозможно»
Генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин в интервью РБК заявил, что российский электрокар «Атом» создавался с учетом изменившегося у поколения зумеров отношения к автомобилю, а также актуальной ситуации на российском авторынке.Читать далее
-
19.06.2025, 10:17
Эксперты обсудили пикантную проблему беспилотных такси: решения пока нет
На ПМЭФ-2025 бывший исполнительный директор «Яндекса» Тигран Худавердян поделился неожиданным наблюдением о внедрении беспилотного транспорта в США. По его словам, в Сан-Франциско такие автомобили начали использоваться жителями не только для поездок, но и в качестве «мотелей на час».Читать далее
-
19.06.2025, 09:20
Volkswagen представил беспилотное такси для Европы и США
Компания Volkswagen и ее суббренд MOIA, специализирующийся на новой мобильности, представили серийную версию полностью электрического и частично автономного минивэна ID. Buzz AD, который бросил вызов разрекламированному Tesla Robotaxi.Читать далее
-
18.06.2025, 12:23
АвтоВАЗ показал Lada для такси класса «Комфорт»
На площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), открывшегося сегодня, 18 июня, АвтоВАЗ представил новую версию удлиненного седана Lada Aura, адаптированную под нужды таксопарков. Читать далее
-
09.06.2025, 16:01
Как новый закон о локализации такси изменит рынок в Петербурге
С марта 2026 года в России вступает в силу новый закон, согласно которому все таксопарки обязаны будут использовать автомобили отечественного производства. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков рассказал, как изменится рынок таксомоторных перевозок в Северной столице.Читать далее
-
26.06.2025, 10:01
Первые клиенты пожаловались, что Tesla Robotaxi едет, как пьяная
Первые дни публичного тестирования беспилотных такси Tesla в Остине (штат Техас) показали, что технология пока далека от идеала. Робокары выезжают на полосу встречного движения, тормозят без видимой причины и останавливаются посреди шестиполосной дороги. При этом все поездки проходят под контролем инженера-испытателя, который находится на переднем пассажирском сидении.Читать далее
-
20.06.2025, 14:49
Сергей Когогин: «Бороться с китайским автопромом невозможно»
Генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин в интервью РБК заявил, что российский электрокар «Атом» создавался с учетом изменившегося у поколения зумеров отношения к автомобилю, а также актуальной ситуации на российском авторынке.Читать далее
-
19.06.2025, 10:17
Эксперты обсудили пикантную проблему беспилотных такси: решения пока нет
На ПМЭФ-2025 бывший исполнительный директор «Яндекса» Тигран Худавердян поделился неожиданным наблюдением о внедрении беспилотного транспорта в США. По его словам, в Сан-Франциско такие автомобили начали использоваться жителями не только для поездок, но и в качестве «мотелей на час».Читать далее
-
19.06.2025, 09:20
Volkswagen представил беспилотное такси для Европы и США
Компания Volkswagen и ее суббренд MOIA, специализирующийся на новой мобильности, представили серийную версию полностью электрического и частично автономного минивэна ID. Buzz AD, который бросил вызов разрекламированному Tesla Robotaxi.Читать далее
-
18.06.2025, 12:23
АвтоВАЗ показал Lada для такси класса «Комфорт»
На площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), открывшегося сегодня, 18 июня, АвтоВАЗ представил новую версию удлиненного седана Lada Aura, адаптированную под нужды таксопарков. Читать далее
-
09.06.2025, 16:01
Как новый закон о локализации такси изменит рынок в Петербурге
С марта 2026 года в России вступает в силу новый закон, согласно которому все таксопарки обязаны будут использовать автомобили отечественного производства. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков рассказал, как изменится рынок таксомоторных перевозок в Северной столице.Читать далее