
Первые встроенные телефоны в автомобилях: какие они были
Впрочем, первые всем известные звоночки о том, что в стране под названием СССР есть мобильные телефоны, донеслись во время проведения летней Московской Олимпиады-80. Тогда, напомним, удивленным иностранным корреспондентам раздали мобильные телефоны, чтобы те установили их в автомобили.
Система на Играх использовалась широко, продуктивно и показала себя с лучшей стороны. Чуть ли не все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через «Алтай». Да, иногда проявлялись и ограничения «Алтая» - журналисты жаловались на плохую связь. Тогда инженеры рекомендовали переставить автомобиль немного в сторону, и связь возвращалась.
Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики. Речь идет об отечественной системе мобильной телефонии под названием «Алтай».
Первый «мобильник» весом 3 кг
Ее корни уходят в послевоенные годы, когда в апреле 1957-го мало кому известный инженер Леонид Куприянович, представляющий Московский государственный специализированный проектный институт (ГСПИ), где, кстати, рождалось отечественное телевидение, продемонстрировал прототип мобильного телефона ЛК-1.
Тот аппарат (трудно сегодня представить) весил порядка 3 кг. На тот момент наиболее важным был вопрос беспроблемного сопряжения с обычной телефонной сетью. Так вот, оно проводилось через Автоматическую телефонную радиостанцию (АТР). На следующий год (1958-й) Леонид Иванович смог значительно снизить вес своего телефона, доведя его до 500 граммов. А вскоре (1959-й) «кулибин» предложил монтировать АТР на высотных зданиях – как вы понимаете, это был фактически прототип нынешних базовых станций мобильной связи.
Воронеж не догонишь
Параллельно инженеры Воронежского НИИ связи (ВНИИС) занимались разработкой системы мобильной связи «Алтай», и это был заказ высшего партийного руководства Советского Союза, так что работы спорились. Сегодня есть предположение, что изобретение Леонида Куприяновича послужило неким толчком к созданию проекта «Алтай». А все потому, что оно получило широкую известность в стране благодаря публикации в научно-популярном журнале «Наука и жизнь», которым зачитывались от млада до велика.
Помимо воронежских и московских электро-инженеров над проектом «Алтай» трудились коллеги из Ленинграда, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. По большому счету, специалисты из разных частей Советского Союза объединили свои усилия, чтобы создать абсолютно уникальный для своего времени продукт — автоматическую мобильную связь.
Нетрудно представить, насколько трудной была реализация этой идеи, ведь тогдашний технический уровень был не сродни современной «цифре» - голос передавался в эфире привычным образом. К тому же, приходилось передавать спецсигналы, с помощью которых система могла в автоматическом режиме найти свободный радиоканал, установить связь и передать набираемый телефонный номер.
В коммерческую эксплуатацию (как бы сейчас сказали) система мобильной связи «Алтай» была введена в 1965 году. Поначалу связь устанавливали вручную, однако к концу 1960-х удалось перейти на «автоматические рельсы». Отчасти это было ноу-хау, правда, не без огрехов: основным лавным недостатком «Алтая» считалось ограниченное количество абонентов – всего 250–300 на одну сеть.
Пошло-поехало

Партийные руководители пришли в восторг от «Алтая». Еще бы - настоящий телефон в машине производил неизгладимое, статусное впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у «Алтая» была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Чуть позднее от диска все же отказались, заменив его кнопками – так оно было гораздо удобнее.
Кстати. О том, что мы оказались пионерами в данной области, говорит такой факт: американский опытный образец мобильного телефона (IMTS, Improved Mobile Telephone Service) удалось запустить лишь через год после ввода в эксплуатацию отечественной мобильной системы. При этом его коммерческая эксплуатация стартовала лишь в 1969-м.
Кстати
В 1877 году Эдисон переписывался с президентом одной из телеграфных компаний. Речь шла о введении четких правил при использовании нового устройства для приема и передачи голосовых сообщений. Эдисон предлагал начинать разговор со слова «hullo». А вот у изобретателя телефона, Александра Белла, была другая точка зрения. Он считал уместным в качестве начала разговора использовать слово «ahoy». Именно таким английским словом приветствуют друг друга команды встретившихся в море кораблей (его кричали в рупор на другой корабль с тем, чтобы начать разговор).
В результате вариант Эдисона прижился, им мы сегодня и пользуемся. Наше «алло» является русифицированным «hullo». Интересно, что в Россию слово попало даже не из Америки напрямую, а транзитом через Европу. Там заморское «hullo» подверглось обработке диалектами, породив как «алло», так и «алё».
-
17.04.2024, 00:17
Легендарная советская классика, которая сейчас стоит целое состояние. 5 самых дорогих автомобилей апреля 2024 года
Автопром молодого советского государства развивался медленно. Сразу после Октябрьской революции первых лиц государства обслуживали автомобили иностранных марок. Но со временем руководители страны пересели на отечественные машины, из которых до наших дней дошли считанные единицы. Сейчас они стоят десятки миллионов рублей.Читать далее
-
19.01.2022, 14:09
«Чайку» с мотором от Camaro продают за 10 млн рублей
На Авто.ру появилось объявление о продаже раритетной советской «Чайки» ГАЗ-13 образца 1967 года. Автомобиль перенес пересадку «сердца». Вместо штатного 5,5-литрового двигателя установили американский мотор General Motors LT1, которым оснащали Chevrolet Camaro и Corvette.Читать далее
-
23.06.2025, 14:28
Заниженную 35-летнюю «девятку» отдают в Германии за смешные деньги
В городе Петершаген (Германия) выставлен на продажу редкий для Европы автомобиль Lada Samara 2109, сошедший с тольяттинского конвейера в 1991 году. Заявленный пробег сравнительно небольшой для такого солидного возраста – всего 150 тысяч километров.Читать далее
-
19.06.2025, 00:22
Самые яркие и дорогие российские автомобили, которые продают в Европе в июне 2025 года
Интерес к автомобилям российского производства в Европе сохраняется на протяжении десятилетий. Причин несколько. Одни ностальгируют по временам соцлагеря. Другие ценят наши машины за уникальность и простоту конструкции. Третьи – просто чудаки и любители экзотики.Читать далее
-
06.06.2025, 13:25
В Германии продают 55-летний «Москвич» и еще два донора в придачу
На популярном немецком классифайде выставлен на продажу раритетный даже для нашей страны автомобиль – «Москвич-412» 1970 года выпуска. Продавец ласково называет машину «Мосси» и просит за нее всего 1500 евро.Читать далее
-
04.06.2025, 12:16
Советскую «Ниву» впервые выставят на элитном аукционе в Пеббл-Бич
На аукционе Gooding & Company, проходящем в рамках ежегодного престижного конкурса элегантности Pebble Beach Concours d'Elegance в Калифорнии, впервые появится необычный участник – советская Lada Niva 1980-х годов. Обычно это мероприятие собирает редкие и сверхдорогие автомобили. Читать далее
-
17.04.2024, 00:17
Легендарная советская классика, которая сейчас стоит целое состояние. 5 самых дорогих автомобилей апреля 2024 года
Автопром молодого советского государства развивался медленно. Сразу после Октябрьской революции первых лиц государства обслуживали автомобили иностранных марок. Но со временем руководители страны пересели на отечественные машины, из которых до наших дней дошли считанные единицы. Сейчас они стоят десятки миллионов рублей.Читать далее
-
19.01.2022, 14:09
«Чайку» с мотором от Camaro продают за 10 млн рублей
На Авто.ру появилось объявление о продаже раритетной советской «Чайки» ГАЗ-13 образца 1967 года. Автомобиль перенес пересадку «сердца». Вместо штатного 5,5-литрового двигателя установили американский мотор General Motors LT1, которым оснащали Chevrolet Camaro и Corvette.Читать далее
-
23.06.2025, 14:28
Заниженную 35-летнюю «девятку» отдают в Германии за смешные деньги
В городе Петершаген (Германия) выставлен на продажу редкий для Европы автомобиль Lada Samara 2109, сошедший с тольяттинского конвейера в 1991 году. Заявленный пробег сравнительно небольшой для такого солидного возраста – всего 150 тысяч километров.Читать далее
-
19.06.2025, 00:22
Самые яркие и дорогие российские автомобили, которые продают в Европе в июне 2025 года
Интерес к автомобилям российского производства в Европе сохраняется на протяжении десятилетий. Причин несколько. Одни ностальгируют по временам соцлагеря. Другие ценят наши машины за уникальность и простоту конструкции. Третьи – просто чудаки и любители экзотики.Читать далее
-
06.06.2025, 13:25
В Германии продают 55-летний «Москвич» и еще два донора в придачу
На популярном немецком классифайде выставлен на продажу раритетный даже для нашей страны автомобиль – «Москвич-412» 1970 года выпуска. Продавец ласково называет машину «Мосси» и просит за нее всего 1500 евро.Читать далее
-
04.06.2025, 12:16
Советскую «Ниву» впервые выставят на элитном аукционе в Пеббл-Бич
На аукционе Gooding & Company, проходящем в рамках ежегодного престижного конкурса элегантности Pebble Beach Concours d'Elegance в Калифорнии, впервые появится необычный участник – советская Lada Niva 1980-х годов. Обычно это мероприятие собирает редкие и сверхдорогие автомобили. Читать далее
В Европе первые автотелефоны стали появляться через пять лет - в 51-м году.