
Старина «Ленин»: первый атомоход СССР ломал 2-метровый лед и использовал электрический компьютер
Старина жив до сих пор, его настоящая прописка – Морской порт Мурманска. Попасть на борт хоть и проблематично (пандемия, ограничения, QR-коды и т.п.), но при сильном желании можно (билет – 600 рублей). Корреспонденту 110km.ru повезло, а потому расскажем, что к чему.
«Ленин» - первое гражданское судно с ядерной энергетической установкой. Построен в Ленинграде, на Адмиралтейском заводе. Строительство ледокола стартовало 17 июля 1956 года, а в июле 1957-го на воду спущена его плавучая часть. 12 сентября 1959 года начались ходовые испытания судна, после чего «Ленин» был сдан в эксплуатацию.
Поднятый на атомоходе 3 декабря 1959-го государственный флаг СССР развивался вплоть до 1989 года. Последующие два десятилетия суть пустота. И только в 2009-м на ледокол обратили внимание – на его борту закипела музейная деятельность. На сегодняшний день «Ленин» входит в состав «Атомфлота», экипаж составляет 15 человек.
Это ничто по сравнению с теми временами, когда он играючи ломал своими стальными боками арктический лед – за этим с его борта могли наблюдать 160-180 человек. На нынешних, максимально автоматизированных атомоходах иметь такой штат накладно, да и не нужно (60 человек максимум).
30 000 долларов – и вы на Северном Полюсе
Ответ на вопрос: «для чего нужны ледоколы?» очевиден - для проводки караванов (в год перевозится около 5 млн тонн грузов) и научно-исследовательских судов, а также для проведения различных спасательных операций. Но есть и коммерческая составляющая жизни атомоходов. С лета 1990 года осуществляются туристические круизы на Северный Полюс. Не было их только в пандемийном 2020-м. За лето делается порядка 5 круизов. Продолжительность каждого составляет, в среднем, 12 дней.
Лед ломается путем давления на него
По нынешним меркам «Ленин» - ледокол небольшой: длина - 134 метра, высота - 47 метров, ширина – 27,6 метра. Осадка - от 10,5 до 13 метров. Водоизмещение - 19 480 тонн. Все 3 винта находятся в кормовой части.
Форма корпуса первого отечественного атомохода отличается от других судов. Она немного круглая, словно половинка яйца. Именно за счет формы ледокол оказывает давление на лед, и тот проламывается. Для тех, кто не знал или до сих пор сомневался: ледокол не колет лед, а именно давит. Корпус «Ленина» - из специальных сплавов стали, максимальная толщина - 52 мм.
В его возможностях – бороться с 2-метровой толщей льда, но такие потуги были редки, в основном, из соображений безопасности. Курс судна обычно прокладывается по карте ледовой обстановки. Сегодня всю необходимую информацию получают со спутника, а в те давние годы помогала авиация (карты сбрасывали на борт ледокола прямо с самолета).
Натуральное дерево и рентген-аппарат
Помещений и отсеков на 13 ярусах «Ленина» в избытке. Самая, если так можно выразиться, эстетичная – кают-компания. Она - для проведения различного рода мероприятий, которые, кстати, имеют место быть и по сей день. Являясь с 2015 года объектом культурного наследия федерального значения и самым статусным музеем Мурманской области, «Ленин» регулярно принимает самые представительские делегации. Тот же «Атомфлот» проводит на борту музея свои мероприятия.
На судне - музыкальный салон, где проводились творческие вечера, библиотека, кинотеатр, спортзал, баня, бассейн с подогретой морской водой, фото-каюта для проявки снимков. Во время отдыха экипаж мог посмотреть телевизор, почитать книжку и т.п. Это важно, поскольку первые рейсы длились по 8 месяцев и дольше.
Медблок – особое место на судне. Здесь оказывали помощь как плавсоставу, так и жителям отдаленных поселений. За время жизни атомохода на его борту было проведено 176 операций (преимущественно аппендицит и разного рода травмы). В штате работало 3 медика: хирург, терапевт и фельдшер-лаборант. Все – специалисты высокого класса. Были предусмотрены палата на 2 койки, изолятор на случай инфекции, склад медоборудования, стоматологический кабинет, рентген-аппарат.
Кастрюли в камбуз, в котором стулья надежно прикреплены к полу, поднимались на лифте. Экипаж кормили как в ресторане. При этом меню для всех было одинаковым – что у комсостава, что у простых моряков. Для комсостава предназначено три помещения, спальня и санузел. Техники-инженеры и младший комсостав также жили по одному, но у них каюты были без отдельного санузла. Матросам же полагались 2-местные каюты, при этом условия все равно были достойные.
Жарко, но эффективно
В машинном отделении - 4 генератора, работающих одновременно. Они подают питание на 3 гребных электродвигателя суммарной мощностью 44 000 л.с. Последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Понятно, что современные атомоходы значительно мощнее, но на тот момент это было чудовищно много. Ниже находится вспомогательная электростанция - она питала судовую электросеть. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Что интересно, здесь стояла неимоверная жара, температура воздуха достигала 40-50 градусов.
За почти три десятилетия активной работы «Ленина» было осуществлено 11 загрузок ядерного топлива. Поскольку атомоход был, по сути, экспериментальным судном, со всем этим хозяйством учились работать. На современных атомоходах – замена ядерного топлива проводится раз в 4 года или раз в 5 лет (реже – раз в 7 лет). Реакторы полностью экранированы. Да и сам центральный отсек также полностью изолирован от внешнего мира. Пост радиационного контроля на «Ленине» был отдельный, сейчас все в одном месте. Датчики радиационного контроля были раскиданы по всему судну – уровень радиации на ледоколе меньше, чем на улице.
Если, не приведи судьба, случалась внештатная ситуация, автоматика ледокола должна была полностью заглушить судовую энергетическую установку. К слову, об автоматике. На «Ленине» функционировал «электрический компьютер» – один из первых образцов цифрового судового оборудования, разработанных в СССР. В его ведении находились 750 датчиков, ЭВМ принимал с них сигналы, обрабатывал и выводил требуемую информацию.
Всему приходит конец
В период с 1966 по 1970 г.г. проводилась модернизация нашего первого атомохода. Заглушили 3-реакторную установку, выгрузили топливо, провели зачистку. После этого законсервировали реактор (залили бетоном и заварили). Поставили судно в док, вырезали кусок дна под центральным отсеком, отбуксировали к Новой земле и затопили установку. Затем отбуксировали ледокол в Северодвинск и провели модернизацию – монтаж новой установки и прочего оборудования.
В 1989 году было принято решение выводить «Ленин» из эксплуатации. Причина проста: к тому времени СССР обладал другими, современными атомоходами, которые могли выполнять более сложные задачи. Другими словами, к концу 80-х использование «Ленина» было признано нецелесообразным. Поработали по проверенной схеме: заглушили реакторы, зачистили и законсервировали установку. С тех пор атомоход-первенец стоит пришвартованным, принимая гостей и туристов.
-
25.06.2025, 08:19
Судно с 3000 новых автомобилей затонуло в Тихом океане
В международных водах Тихого океана у Алеутских остров (Аляска) затонуло судно Morning Midas, которое перевозило около 3000 новых автомобилей из Китая в Мексику. Как сообщила компания Zodiac Maritime, управляющая судном, причиной стала цепочка трагических событий.Читать далее
-
23.06.2025, 15:26
Трассу «Кола» перекроют на 2 часа из-за высокой яхты
24 июня федеральная трасса Р-21 «Кола», связывающая Санкт-Петербург с Мурманском, будет временно перекрыта для прохода яхты по реке Свирь. Ограничения коснутся моста на 236-м километре трассы – в районе Лодейного Поля. Читать далее
-
11.06.2025, 14:43
Построенная в Петербурге подлодка «Якутск» вошла в состав ВМФ
На подводной лодке «Якутск» проекта 636.3, построенной на Адмиралтейских верфях, торжественно поднят Андреевский флаг – это означает, что корабль официально вступил в строй Тихоокеанского флота России. Он успешно прошел все этапы испытаний и готов приступить к выполнению задач боевого патрулирования.Читать далее
-
11.06.2025, 07:26
Водные маршруты меняют транспортную систему Петербурга
Санкт-Петербург – город с богатой водной историей, где реки и каналы играют не меньшую роль, чем улицы. Власти продолжают развивать водный транспорт как полноценную часть городской системы перевозок. Читать далее
-
30.04.2025, 16:12
Суд оставил в силе штраф «Московскому речному пароходству» за нелегальный выход в море
«Московское речное пароходство» потерпело неудачу в попытке отменить административное наказание, вынесенное Ространснадзором по Южному федеральному округу. Компания оспаривала в суде постановление о привлечении к ответственности и назначении штрафа в размере 500 000 рублей, но арбитраж оставил решение регулятора в силе.Читать далее
-
09.04.2025, 00:16
Взгляните на новейшую роскошную арабскую яхту с двумя глубокими бассейнами
На выставке яхт в Дубае (Dubai International Boat Show, DIBS) компания Majesty Yachts, дочерний бренд Gulf Craft из ОАЭ, официально представила новую модель Majesty 145 и объявила, что 145-футовая роскошная яхта уже нашла первого покупателя.Читать далее
-
25.06.2025, 08:19
Судно с 3000 новых автомобилей затонуло в Тихом океане
В международных водах Тихого океана у Алеутских остров (Аляска) затонуло судно Morning Midas, которое перевозило около 3000 новых автомобилей из Китая в Мексику. Как сообщила компания Zodiac Maritime, управляющая судном, причиной стала цепочка трагических событий.Читать далее
-
23.06.2025, 15:26
Трассу «Кола» перекроют на 2 часа из-за высокой яхты
24 июня федеральная трасса Р-21 «Кола», связывающая Санкт-Петербург с Мурманском, будет временно перекрыта для прохода яхты по реке Свирь. Ограничения коснутся моста на 236-м километре трассы – в районе Лодейного Поля. Читать далее
-
11.06.2025, 14:43
Построенная в Петербурге подлодка «Якутск» вошла в состав ВМФ
На подводной лодке «Якутск» проекта 636.3, построенной на Адмиралтейских верфях, торжественно поднят Андреевский флаг – это означает, что корабль официально вступил в строй Тихоокеанского флота России. Он успешно прошел все этапы испытаний и готов приступить к выполнению задач боевого патрулирования.Читать далее
-
11.06.2025, 07:26
Водные маршруты меняют транспортную систему Петербурга
Санкт-Петербург – город с богатой водной историей, где реки и каналы играют не меньшую роль, чем улицы. Власти продолжают развивать водный транспорт как полноценную часть городской системы перевозок. Читать далее
-
30.04.2025, 16:12
Суд оставил в силе штраф «Московскому речному пароходству» за нелегальный выход в море
«Московское речное пароходство» потерпело неудачу в попытке отменить административное наказание, вынесенное Ространснадзором по Южному федеральному округу. Компания оспаривала в суде постановление о привлечении к ответственности и назначении штрафа в размере 500 000 рублей, но арбитраж оставил решение регулятора в силе.Читать далее
-
09.04.2025, 00:16
Взгляните на новейшую роскошную арабскую яхту с двумя глубокими бассейнами
На выставке яхт в Дубае (Dubai International Boat Show, DIBS) компания Majesty Yachts, дочерний бренд Gulf Craft из ОАЭ, официально представила новую модель Majesty 145 и объявила, что 145-футовая роскошная яхта уже нашла первого покупателя.Читать далее