Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Changan
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
EXEED
Fiat
Ford
Geely
Great Wall
Haval
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaecoo
Jaguar
Jeep
Jetour
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
OMODA
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong / KGM
Subaru
Suzuki
TANK
Toyota
Volkswagen
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Москвич
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Belgee
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Cupra
Dacia
Donkervoort
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Ineos
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
LEVC
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
Micro
MINI
Opel
Peugeot
Polestar
Porsche
Renault
Rimac
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
Tazzari
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hennessey
Hummer
Jeep
Lincoln
Lucid
Mercury
Packard
Plymouth
Pontiac
Rivian
Seres
Tesla
Vector
Aito / Seres
Aiways
Arcfox
Avatr
BAIC
Baojun
Blaval
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
Dayun
Denza
DongFeng
EXEED
Exlantix
FAW
Forthing
Foton
Fuqi
GAC
GAC Trumpchi
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Hanteng
Haval
Hawtai
Hino Motors
HiPhi
Hongqi
Howo
Hozon
Huanghai
Huazi
Hycan
IM Motors
JAC
Jaecoo
Jetour
Jetta
Jidu
JMC
JMEV
KAIYI
Kandi
Knewstar
Landwind
Leapmotor
Lifan
Livan
Luxeed
Luxgen
Lynk & Co
M-Hero
Maple / SMA
Maxus
MG
Nevo
Nio
OMODA
ORA
Oting
Qoros
Radar
Rising Auto
Roewe
Rox
SAIC
Shacman
Skywell
Stelato
SWM
TANK
Tianma
Tianye
Tonggong
Venucia
VGV
Vortex
Voyah
Weltmeister
WEY
Wuling
Xiaomi
Xin Kai
XPeng
YueJin
Zeekr
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong / KGM
Ambertruck
Aurus
Derways
Doninvest
Evolute
Logem
MAG
Solaris
Sollers
Volga
Xcite
АмберАвто
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
VinFast
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Suzuki
Cezet
Lifan
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
ГАЗ
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
Sollers
YueJin
Dayun
DongFeng
Foton
Shacman
Volvo
Ambertruck
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
Ikarus
Hyundai
Volvo
Volvo
SsangYong / KGM

Старина «Ленин»: первый атомоход СССР ломал 2-метровый лед и использовал электрический компьютер

Каждый год 3 декабря в России отмечается День атомного ледокольного флота. Дата привязана к реальному событию в истории: 3 декабря 1959 года состоялся торжественный спуск на воду первого на планете атомного ледокола, который назывался «Ленин».
Фото: Иван Братуха

Старина жив до сих пор, его настоящая прописка – Морской порт Мурманска. Попасть на борт хоть и проблематично (пандемия, ограничения, QR-коды и т.п.), но при сильном желании можно (билет – 600 рублей). Корреспонденту 110km.ru повезло, а потому расскажем, что к чему. 

«Ленин» - первое гражданское судно с ядерной энергетической установкой. Построен в Ленинграде, на Адмиралтейском заводе. Строительство ледокола стартовало 17 июля 1956 года, а в июле 1957-го на воду спущена его плавучая часть. 12 сентября 1959 года начались ходовые испытания судна, после чего «Ленин» был сдан в эксплуатацию.

Поднятый на атомоходе 3 декабря 1959-го государственный флаг СССР развивался вплоть до 1989 года. Последующие два десятилетия суть пустота. И только в 2009-м на ледокол обратили внимание – на его борту закипела музейная деятельность. На сегодняшний день «Ленин» входит в состав «Атомфлота», экипаж составляет 15 человек.

Это ничто по сравнению с теми временами, когда он играючи ломал своими стальными боками арктический лед – за этим с его борта могли наблюдать 160-180 человек. На нынешних, максимально автоматизированных атомоходах иметь такой штат накладно, да и не нужно (60 человек максимум).

Ранее мы писали
Пока на дворе праздники да повсеместная развлекуха, расскажем не об автомобилях, а о… подлодках. Тем более ...
Читать далее
Поскольку «Ленин» и все другие ледоколы считаются гражданскими судами, до пятой части плавсостава составляли и составляют женщины. У каждого атомохода два экипажа, их плановая смена осуществляется раз в 4 месяца. Это сейчас, а до середины 1980-х годов – раз в 8 месяцев.

30 000 долларов – и вы на Северном Полюсе

Ответ на вопрос: «для чего нужны ледоколы?» очевиден - для проводки караванов (в год перевозится около 5 млн тонн грузов) и научно-исследовательских судов, а также для проведения различных спасательных операций. Но есть и коммерческая составляющая жизни атомоходов. С лета 1990 года осуществляются туристические круизы на Северный Полюс. Не было их только в пандемийном 2020-м. За лето делается порядка 5 круизов. Продолжительность каждого составляет, в среднем, 12 дней.

Круизы, как мы отметили, коммерческие, стоимость билета – от 30 000 долларов. Один из круизов, как правило, благотворительный или, как его еще называют, «детский». Лучшие учащиеся российских школ приглашаются в круиз в качестве поощрения за хорошую учебу. В рамках такого круиза детей катают на катерах и вертолете, они выходят на сушу на Земле Франца Иосифа, водят хороводы на Северном полюсе.

Ранее мы писали
Все, кто хоть единожды приезжал Кронштадт с экскурсией, наверняка, посещали пирс Петровского канала, где на ...
Читать далее
В 2013-м атомоход «50 лет Победы» доставил на Северный Полюс Олимпийский огонь, тем самым приняв участие в его российском этапе эстафеты. В акции приняли участие представители 8 стран, входящих в Арктический совет - России, Норвегии, Финляндии, Швеции, Канады, США, Исландии и Дании. Сегодня факел хранится на борту музейного ледокола «Ленин».

Лед ломается путем давления на него

По нынешним меркам «Ленин» - ледокол небольшой: длина - 134 метра, высота - 47 метров, ширина – 27,6 метра. Осадка - от 10,5 до 13 метров. Водоизмещение - 19 480 тонн. Все 3 винта находятся в кормовой части.

Форма корпуса первого отечественного атомохода отличается от других судов. Она немного круглая, словно половинка яйца. Именно за счет формы ледокол оказывает давление на лед, и тот проламывается. Для тех, кто не знал или до сих пор сомневался: ледокол не колет лед, а именно давит. Корпус «Ленина» - из специальных сплавов стали, максимальная толщина - 52 мм.

В его возможностях – бороться с 2-метровой толщей льда, но такие потуги были редки, в основном, из соображений безопасности. Курс судна обычно прокладывается по карте ледовой обстановки. Сегодня всю необходимую информацию получают со спутника, а в те давние годы помогала авиация (карты сбрасывали на борт ледокола прямо с самолета).

Во льдах маршруты тяжелые и извилистые, и курс, как правило, строится по тонким льдам. Это, между прочим, и такой важный момент, как скорость передвижения: по 2-метровому льду скорость атомохода составляет не более 2 узлов, по тонким же льдам можно идти быстрее.

Ранее мы писали
Как вы думаете, зачем России нужен был Кронштадт? Ответ, как водится, ищем в истории родины. 1702 год: Петр ...
Читать далее
При необходимости расширения ледового канала ледокол расшатывается искусственным способом (вопрос техники). Винты не должны останавливаться во льдах, в противном случае их может заблокировать. При пуске двигателя в таком случае будут серьезные проблемы, а менять лопасти – дело непростое, придется использовать навыки водолазной команды.

Натуральное дерево и рентген-аппарат

Помещений и отсеков на 13 ярусах «Ленина» в избытке. Самая, если так можно выразиться, эстетичная – кают-компания. Она - для проведения различного рода мероприятий, которые, кстати, имеют место быть и по сей день. Являясь с 2015 года объектом культурного наследия федерального значения и самым статусным музеем Мурманской области, «Ленин» регулярно принимает самые представительские делегации. Тот же «Атомфлот» проводит на борту музея свои мероприятия.

Отделкой из шпона из натурального дерева в разные годы любовались Юрий Гагарин, Фидель Кастро, будущий президент США Ричард Никсон, глава Финляндской республики Урхо Калева Кекконен и др.

На судне - музыкальный салон, где проводились творческие вечера, библиотека, кинотеатр, спортзал, баня, бассейн с подогретой морской водой, фото-каюта для проявки снимков. Во время отдыха экипаж мог посмотреть телевизор, почитать книжку и т.п. Это важно, поскольку первые рейсы длились по 8 месяцев и дольше.

Медблок – особое место на судне. Здесь оказывали помощь как плавсоставу, так и жителям отдаленных поселений. За время жизни атомохода на его борту было проведено 176 операций (преимущественно аппендицит и разного рода травмы). В штате работало 3 медика: хирург, терапевт и фельдшер-лаборант. Все – специалисты высокого класса. Были предусмотрены палата на 2 койки, изолятор на случай инфекции, склад медоборудования, стоматологический кабинет, рентген-аппарат.

Кастрюли в камбуз, в котором стулья надежно прикреплены к полу, поднимались на лифте. Экипаж кормили как в ресторане. При этом меню для всех было одинаковым – что у комсостава, что у простых моряков. Для комсостава предназначено три помещения, спальня и санузел. Техники-инженеры и младший комсостав также жили по одному, но у них каюты были без отдельного санузла. Матросам же полагались 2-местные каюты, при этом условия все равно были достойные.

Ранее мы писали
Начну с банального: на Валааме хорошо. В любое время года и в любую погоду. Здесь Дух, здесь молитва, здесь ...
Читать далее
Интерьеры впечатляют, коридоры и каюты добротно отделаны деревом. Одинаковых коридоров здесь столько, что, отстав от экскурсионной группы, можно заблудиться и найти выход только к вечеру. Это главная причина, по которой на борт «Ленина» не пускают одиночных посетителей.

Жарко, но эффективно

В машинном отделении - 4 генератора, работающих одновременно. Они подают питание на 3 гребных электродвигателя суммарной мощностью 44 000 л.с. Последние приводят в действие 3 гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции. Понятно, что современные атомоходы значительно мощнее, но на тот момент это было чудовищно много. Ниже находится вспомогательная электростанция - она питала судовую электросеть. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Что интересно, здесь стояла неимоверная жара, температура воздуха достигала 40-50 градусов.

Первоначально на атомоходе устанавливались водо-водяные энергетические реакторы типа ОК-150, в 1967-м их заменили на более эффективные реакторы ОК-900. Тепловыделяющие элементы - часть реактора, в них загружался обогащенный уран (в виде таблеток). Главное преимущество атомоходов – автономность, поскольку нет ограничений по топливу. Характерный пример: во время навигации 1977-1978 г.г. «Ленин» работал без захода в порты в течение 390 суток.

За почти три десятилетия активной работы «Ленина» было осуществлено 11 загрузок ядерного топлива. Поскольку атомоход был, по сути, экспериментальным судном, со всем этим хозяйством учились работать. На современных атомоходах – замена ядерного топлива проводится раз в 4 года или раз в 5 лет (реже – раз в 7 лет). Реакторы полностью экранированы. Да и сам центральный отсек также полностью изолирован от внешнего мира. Пост радиационного контроля на «Ленине» был отдельный, сейчас все в одном месте. Датчики радиационного контроля были раскиданы по всему судну – уровень радиации на ледоколе меньше, чем на улице.

Если, не приведи судьба, случалась внештатная ситуация, автоматика ледокола должна была полностью заглушить судовую энергетическую установку. К слову, об автоматике. На «Ленине» функционировал «электрический компьютер» – один из первых образцов цифрового судового оборудования, разработанных в СССР. В его ведении находились 750 датчиков, ЭВМ принимал с них сигналы, обрабатывал и выводил требуемую информацию.

Всему приходит конец

В период с 1966 по 1970 г.г. проводилась модернизация нашего первого атомохода. Заглушили 3-реакторную установку, выгрузили топливо, провели зачистку. После этого законсервировали реактор (залили бетоном и заварили). Поставили судно в док, вырезали кусок дна под центральным отсеком, отбуксировали к Новой земле и затопили установку. Затем отбуксировали ледокол в Северодвинск и провели модернизацию – монтаж новой установки и прочего оборудования.

В 1989 году было принято решение выводить «Ленин» из эксплуатации. Причина проста: к тому времени СССР обладал другими, современными атомоходами, которые могли выполнять более сложные задачи. Другими словами, к концу 80-х использование «Ленина» было признано нецелесообразным. Поработали по проверенной схеме: заглушили реакторы, зачистили и законсервировали установку. С тех пор атомоход-первенец стоит пришвартованным, принимая гостей и туристов.

Подпишитесь на Дзен, общайтесь в наших группах ВК и Одноклассниках.

Добавить в избранное на сайте
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Компактные кроссоверы и внедорожники