Сайт использует файлы "cookie" и системы аналитики для персонализации сервисов и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование

Найти произвольный текст:

1. Выбор марки
2. Выбор модели
Как выбрать
Audi
BMW
Cadillac
Chery
Chevrolet
Chrysler
Citroen
Daewoo
Dodge
Fiat
Ford
Great Wall
Honda
Hummer
Hyundai
Infiniti
Jaguar
Jeep
KIA
Land Rover
Lexus
Mazda
Mercedes
MINI
Mitsubishi
Nissan
Opel
Peugeot
Renault
Saab
Seat
Skoda
Smart
SsangYong
Subaru
Suzuki
Toyota
Volkswagen
Volvo
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
УАЗ
AC
Adler
Alfa Romeo
Alpine
Ariel
Aro
Aston Martin
Audi
Avia
Baltijas Dzips
Bentley
Bertone
BMW
Borgward
Bugatti
Cezet
Citroen
Dacia
DS
Ferrari
Fiat
FSO
Gruppo Bertone
Hurtan
Ikarus
Isdera
Jaguar
Lamborghini
Lancia
Land Rover
Maserati
Maybach
MCC
Mercedes
Metrocab
MINI
Opel
Peugeot
Porsche
Renault
Rolls-Royce
Rover
Saab
Seat
Sisu
Skoda
Smart
TVR
Volkswagen
Volvo
Westfield
РАФ
Buick
Cadillac
Chandler
Chevrolet
Chrysler
Dodge
Eagle
Excalibur
Fisker
Ford
Geo
GMC
Harley-Davidson
Hummer
Jeep
Lincoln
Mercury
Plymouth
Pontiac
Tesla
Vector
BAIC
Brilliance
BYD
CAMC
Chang Feng
Changan
Chery
CHERYEXEED
DongFeng
FAW
Foton
Fuqi
Geely
Golden Dragon
Great Wall
Hafei
Haval
Hawtai
Hino Motors
Howo
Huanghai
JAC
JMC
Kandi
Lifan
Luxgen
Nio
Qoros
SAIC
Shacman
Tianye
Tonggong
Vortex
Voyah
Xin Kai
Zotye
ZX
Asia Motors
Daewoo
Genesis
Hyundai
KIA
SsangYong
Aurus
Derways
Doninvest
MAG
ВАЗ (Lada)
ГАЗ
Ё Авто
ЗАЗ
ИЖ
ЛУАЗ
МАЗ
Москвич
РАФ
ТагАЗ
Тонар
УАЗ
Урал
Уралец
Acura
Callaway
Daihatsu
Datsun
Honda
Infiniti
Isuzu
Kawasaki
Lexus
Mazda
Mitsubishi
Nissan
Subaru
Suzuki
Toyota
Yamaha
Bajaj
Hindustan
Holden
Iran Khodro
Mahindra
Maruti
Paykan
Perodua
Ravon
Tata
Baltmotors
BMW
Cagiva
Aprilia
Ducati
Harley-Davidson
Honda
Indian
Jawa
Kawasaki
KTM
MV Agusta
Patron
Piaggio
Racer
Sanyang Industry
Stels
Triumph
Vespa
Victory
Yamaha
Восход
Днепр
Минск
Рига
Тула
Урал
CFMOTO
SAIC
Lifan
Suzuki
Cezet
DAF
Ford
Freightliner
Bogdan
Fuso
Hino Motors
IFA
International
Isuzu
Iveco
Kenworth
LDV
Mack
MAN
Renault
Scania
Tatra
Volvo
YueJin
БелАЗ
КрАЗ
МАЗ
Урал
ЗИЛ
КамАЗ
ТагАЗ
MAG
Tata
Avia
Foton
SAIC
FAW
Nissan
Mitsubishi
Mercedes
DongFeng
ГАЗ
Shacman
Тонар
Sisu
Howo
CAMC
JAC
Hyundai
American Coach
BOVA
Bogdan
Higer
Hino Motors
KIA
MAN
Neoplan
Setra
VanHool
Volgabus
Volvo
Yutong
ГолАЗ
ЗАЗ
ЛИАЗ
НефАЗ
ПАЗ
КАВЗ
РАФ
MAG
Golden Dragon
SAIC
Mercedes
Daewoo
SsangYong
Ikarus
Hyundai

Мы побывали на Саяно-Шушенской ГЭС: сила Сибири и торжество человеческого гения

Запрет на посещение теплых заморских курортов внезапно показал, что внутренним может быть не только кровотечение, но и туризм. Желаете погреть располневший за зиму «тухес» – айда в Крым или в Анапу. Если нужны яркие впечатления, можно рвануть восточнее Уральских гор. Например, в Саяны.
Фото: И. Братуха

Не дождавшись наступления календарного лета, мы, возможно, в своем рвении поспешили, потому как погода на Енисее немного охладила наш пыл. Но и в теплых куртках с капюшонами удалось отдать должное незримому промыслу Создателя и людям, чей героический труд заставил мать-природу считаться с амбициями Его творения.

Арочного типа, длиной более 1 км

Ранее мы писали
Я не могу сказать, «сколько томов инкварто займет речь адвоката из Темпель-Буи», зато с уверенностью заявляю ...
Читать далее

Стоишь на берегу Енисея на смотровой площадке и видишь перед собой гигантскую плотину высотой 246 метров. Издалека эта мощь воспринимается не совсем адекватно. Также как не до конца веришь, что от одного гористого берега до другого в далеких 1970-х не за лохматый рубль, а за идею комсомольцы-добровольцы соорудили бетонную перемычку толщиной 32 метра и длиной более 1 км. Гид несколько раз акцентировал на этом внимание, потому как визуально в этот самый километр не веришь. Метров 600-800 – это еще куда не шло, но чтобы 1 км по горизонтали?

Заприметив на твоем лице маску сомнения, экскурсовод приводит аргумент: плотина – арочного типа, то есть изогнутая, раскреплена в горы, и поэтому кажется, что не такая длинная, как есть на самом деле. Это не прихоть проектировщиков, и не инстаграмных видов ради – такая конструкция эффективно работает на упор, оттого плотина и способна выдерживать мощнейшее давление енисейских вод.

Воды эти с сибирским здоровьем. Шутка ли, сверху на бетонную «перемычку» давит толщь H2O глубиной 230 метров – специально эхолотом замеряли. И вот эту массу, курсирующую со стороны Тывы на север, в направлении Карского моря, Саяно-Шушенская ГЭС (а именно о ней мы сейчас говорим) не просто пропускает сквозь свое нутро, но и преобразует в электрическую энергию, которая потом питает алюминиевые предприятия «Русала», шахты Кузбасса и т.п. 

Гидроагрегаты и «полезная» вода

Ранее мы писали
Курите вы или нет – ваша личная прихоть/трагедия. Но уверен: любой человек в этой стране знает папиросы «Беломорканал» ...
Читать далее

В настоящее время в России действуют около 190 гидроэлектростанций самых разных мощностей – от совсем маленьких (менее 10 МВт) до гигантов (свыше 1000 МВт). Примерно 18% всей российской электроэнергии вырабатывают именно ГЭС. А есть регионы, где доля гидроэлектростанций в разы больше. Это, например, Магаданская область и республики Северного Кавказа, где ГЭС генерируют около 90% электроэнергии. Гидроэлектростанции обладают способностью быстро менять мощность и поэтому покрывают пиковые нагрузки энергопотребления, позволяя тепловым и атомным станциям работать в экономичных режимах.

Мощность Саяно-Шушенской ГЭС – 6400 кВт в час. Это прилично. Она расположена недалеко от пос. Черемушки, в местечке, которое исторически называется Карлов створ. Бурить здесь первые скважины специалисты одного ленинградского НИИ приехали еще в 1963 году. Перекрытие Енисея началось в 1968-м, а первый гидроагрегат запустили в 1978-м. При этом завершение строительства ГЭС документально было оформлено лишь в 2000-м. Все эти годы станция, конечно же, функционировала, давала региону свет и энергию. 

Сегодня на ГЭС работает около 800 человек, в основном это жители Саяногорска, села Черемушки и поселка Майна, что вниз по течению, где, кстати, находится еще одна ГЭС – Майнская. Зарплата на станции может доходить до 50 000 рублей, и это считается неплохо. К проходной ГЭС в будние дни подходит трамвайчик, который совершенно бесплатно подвозит на работу энергетиков.

Что представляет собой ГЭС? Это 10 гидроагрегатов, которые работают со строго установленными интервалами. К примеру, 8 агрегатов работают на 80% своей мощности, оставшиеся 2 находятся либо в ремонте, либо работают с небольшой резервной мощностью.  Потом, соответственно, меняются: одни трудятся на полную, вторые обслуживаются. И так все время. Через гидроагрегаты проходит так называемая «полезная» вода – та, что подается на открытое распределительное устройство ОРУ 500, находящееся в нижнем заливе. Но такая вода здесь не вся – определенные объемы приходится сбрасывать вхолостую, через водосливную часть плотины, расположенную в левой части гигантского сооружения.

Ранее мы писали
Начну с банального: на Валааме хорошо. В любое время года и в любую погоду. Здесь Дух, здесь молитва, здесь ...
Читать далее

Авария 2009 года. «Усталость металла»

Все ли на ГЭС работает как часы? Если бы было так, ТВ-ящики и скорые на «жареное» таблоиды не поспешили бы растрезвонить по всему миру новость о трагедии 17 августа 2009 года, когда на Саяно-Шушенской случился гидровзрыв. Тогда затопило машинный зал, что располагается в основании плотины, и погибло около 70 сотрудников станции. Кто-то, говорят, сэкономил в свое время на ремонте одного из гидроагрегатов, и произошла так называемая «усталость металла».

К счастью, на ГЭС нашлись в тот момент настоящие профессионалы своего дела, которые не стали паниковать, а реализовали наиболее разумные решения: за 2-3 часа кранами были перекрыты водосбросы, чтобы не допустить дальнейшего затопления машинного зала. В течение недели гидроагрегат был полностью остановлен, вода в Енисее поднялась до самого Кызыла, но ничего не затопило, потому как берега реки в тех местах высокие. Специалистов, проявивших спокойствие в трудной ситуации, наградили, на смотровой площадке установили памятник. Виновных в трагедии «закрыли». На разные сроки.

Когда пришло время трезво оценить ситуацию и рассмотреть планы по дальнейшему развитию станции, решили создать мощный водосливной канал. Его функция проста и понятна: когда воды сверху набирается много, то ту, что невозможно сбросить через гидроагрегаты, можно спустить по тоннелю внутри горы по обводному пути. Канал строили 10 лет. Вода в нем течет каскадами, дабы сама себя автоматически гасила при дальнейшем попадании в Енисей. Все, вроде бы, рассчитали, но потом вдруг заметили, что вода с каскадов вылетала и подмывала противоположный берег реки. Приняли решение его укрепить, и теперь он находится в очень приглядном состоянии.

По верхнюю сторону плотины – рай для туристов

Ранее мы писали
Все, кто хоть единожды приезжал Кронштадт с экскурсией, наверняка, посещали пирс Петровского канала, где на ...
Читать далее

Вода нижнего уровня Енисея (бьеф), глубина которого невелика (6-10 метров) никогда не замерзает. Так оно повелось с 1978 года, когда запустили первый гидроагрегат. И это в Сибири, где морозы подчас ого-го! Почему не замерзает? А потому что забор воды сверху, из водохранилища осуществляется всегда при температуре этой самой воды +6 градусов. Представляете картину, когда на улице -30 градусов, плюсовая вода ниспадает попадает в нижний бьеф, и Енисей тогда начинает парить! Далее поток следует до Майнской ГЭС, до села Шушенского, потом Енисей попадает в Красноярское водохранилище, и уже там вода покрывается льдом.

К верхнему бьефу (Саяно-Шушенское водохранилище) попасть можно и, главное, нужно. Туда ведет объездная, не самого лучшего качества дорога вдоль обводного канала с каскадами, через перевал. Несколько минут тряски, и вы оказываетесь на берегу живописного залива, где, оказывается… кипит жизнь. Здесь много плавбаз – туристических и рабочих. За денежку вас поселят с роскошными видами вокруг, увлекательной рыбалкой на тайменя, форель и сига и с лодочными экскурсиями.

Правда, плавать (ходить) по заливу небезопасно – на поверхности и под полно бревен. А что поделать – плотина рабочая, уровень воды в водохранилище не постоянный, вот эти бревна с берегов и срывает. Говорят, что несколько лет назад китайцы предложили очистить залив от бревен и прочего мусора, но у наши отказались. Все же ГЭС – объект стратегический. Где-то до августа уровень воды в водохранилище будет как сегодня, и эта ровная сухая полоса на крутых лесистых берегах сохранится в неизменном виде. Надо сказать, что зрелище оригинальное.

Подходить на катере близко к плотине запрещено. Мы глушим мотор загодя и делаем снимки. Видно, что до вершины бетонной плотины еще метров 20-25. Через пару месяцев останется метров 5, тогда, говорят местные, картина будет еще величественнее.  

С плавающими бревнами борются, ведь нельзя допустить, чтобы все это «хозяйство» попало с потоком воды в царство гидроагрегатов. Для этого есть свои простые и неприхотливые технологии. А самая серьезная уборка происходит, когда в регион прилетают первые лица государства. Министр обороны – уроженец Тывы, а она тут рядом. Генерал, понятное дело, неплохо ориентируется в здешней местности, потому нет-нет, да и покажут по центральным ТВ-каналам кадры с «королевской рыбалки», когда на крючке брыкается 17-килограммовая щука.

Первые лица предпочитают отдыхать в биосферном заповеднике. Это примерно в 250 км от ГЭС, на Малом Енисее. В такие «горячие» дни туда мобилизуют весь местный флот и прочие возможности региона. А до этого с усердием красят дорожные бордюры и наводят другой, такой важный для местных жителей лоск.

Кто захочет последовать примеру власть придержащих милости просим. За денежку вас закинут катером в тайгу, дадут с собой пропитание и средства для сносной жизни, все расскажут и покажут, и даже дадут 100% гарантии на улов. Поэтому если вы свои кровные, припасенные на Турцию или Египет, еще никуда не вложили, то можно потратить их на отдых в девственной Хакасии. За 2-4 дня уик-энда со счета спишут 50-300 тысяч. А что вы хотели, альтернативы нынче немного. Туризм-то внутренний…

Подписывайтесь на наш канал в Google News и "Яндекс.Дзен": больше интересных новостей каждый день.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Яндекс.Новости
Запомнить
Комментарии пользователей
Войти через
Код проверки:
Отправить
Транспортный налог
Регион
Тип транспортного средства
Мощность
л.с.
Период
мес.
Рейтинги машин
Полноразмерные кроссоверы и внедорожники
Спортивные внедорожники
Компакт-вэны