
Мы побывали на Саяно-Шушенской ГЭС: сила Сибири и торжество человеческого гения
Не дождавшись наступления календарного лета, мы, возможно, в своем рвении поспешили, потому как погода на Енисее немного охладила наш пыл. Но и в теплых куртках с капюшонами удалось отдать должное незримому промыслу Создателя и людям, чей героический труд заставил мать-природу считаться с амбициями Его творения.
Арочного типа, длиной более 1 км
Стоишь на берегу Енисея на смотровой площадке и видишь перед собой гигантскую плотину высотой 246 метров. Издалека эта мощь воспринимается не совсем адекватно. Также как не до конца веришь, что от одного гористого берега до другого в далеких 1970-х не за лохматый рубль, а за идею комсомольцы-добровольцы соорудили бетонную перемычку толщиной 32 метра и длиной более 1 км. Гид несколько раз акцентировал на этом внимание, потому как визуально в этот самый километр не веришь. Метров 600-800 – это еще куда не шло, но чтобы 1 км по горизонтали?
Заприметив на твоем лице маску сомнения, экскурсовод приводит аргумент: плотина – арочного типа, то есть изогнутая, раскреплена в горы, и поэтому кажется, что не такая длинная, как есть на самом деле. Это не прихоть проектировщиков, и не инстаграмных видов ради – такая конструкция эффективно работает на упор, оттого плотина и способна выдерживать мощнейшее давление енисейских вод.
Воды эти с сибирским здоровьем. Шутка ли, сверху на бетонную «перемычку» давит толщь H2O глубиной 230 метров – специально эхолотом замеряли. И вот эту массу, курсирующую со стороны Тывы на север, в направлении Карского моря, Саяно-Шушенская ГЭС (а именно о ней мы сейчас говорим) не просто пропускает сквозь свое нутро, но и преобразует в электрическую энергию, которая потом питает алюминиевые предприятия «Русала», шахты Кузбасса и т.п.
Гидроагрегаты и «полезная» вода
В настоящее время в России действуют около 190 гидроэлектростанций самых разных мощностей – от совсем маленьких (менее 10 МВт) до гигантов (свыше 1000 МВт). Примерно 18% всей российской электроэнергии вырабатывают именно ГЭС. А есть регионы, где доля гидроэлектростанций в разы больше. Это, например, Магаданская область и республики Северного Кавказа, где ГЭС генерируют около 90% электроэнергии. Гидроэлектростанции обладают способностью быстро менять мощность и поэтому покрывают пиковые нагрузки энергопотребления, позволяя тепловым и атомным станциям работать в экономичных режимах.
Мощность Саяно-Шушенской ГЭС – 6400 кВт в час. Это прилично. Она расположена недалеко от пос. Черемушки, в местечке, которое исторически называется Карлов створ. Бурить здесь первые скважины специалисты одного ленинградского НИИ приехали еще в 1963 году. Перекрытие Енисея началось в 1968-м, а первый гидроагрегат запустили в 1978-м. При этом завершение строительства ГЭС документально было оформлено лишь в 2000-м. Все эти годы станция, конечно же, функционировала, давала региону свет и энергию.
Сегодня на ГЭС работает около 800 человек, в основном это жители Саяногорска, села Черемушки и поселка Майна, что вниз по течению, где, кстати, находится еще одна ГЭС – Майнская. Зарплата на станции может доходить до 50 000 рублей, и это считается неплохо. К проходной ГЭС в будние дни подходит трамвайчик, который совершенно бесплатно подвозит на работу энергетиков.
Что представляет собой ГЭС? Это 10 гидроагрегатов, которые работают со строго установленными интервалами. К примеру, 8 агрегатов работают на 80% своей мощности, оставшиеся 2 находятся либо в ремонте, либо работают с небольшой резервной мощностью. Потом, соответственно, меняются: одни трудятся на полную, вторые обслуживаются. И так все время. Через гидроагрегаты проходит так называемая «полезная» вода – та, что подается на открытое распределительное устройство ОРУ 500, находящееся в нижнем заливе. Но такая вода здесь не вся – определенные объемы приходится сбрасывать вхолостую, через водосливную часть плотины, расположенную в левой части гигантского сооружения.
Авария 2009 года. «Усталость металла»
Все ли на ГЭС работает как часы? Если бы было так, ТВ-ящики и скорые на «жареное» таблоиды не поспешили бы растрезвонить по всему миру новость о трагедии 17 августа 2009 года, когда на Саяно-Шушенской случился гидровзрыв. Тогда затопило машинный зал, что располагается в основании плотины, и погибло около 70 сотрудников станции. Кто-то, говорят, сэкономил в свое время на ремонте одного из гидроагрегатов, и произошла так называемая «усталость металла».
К счастью, на ГЭС нашлись в тот момент настоящие профессионалы своего дела, которые не стали паниковать, а реализовали наиболее разумные решения: за 2-3 часа кранами были перекрыты водосбросы, чтобы не допустить дальнейшего затопления машинного зала. В течение недели гидроагрегат был полностью остановлен, вода в Енисее поднялась до самого Кызыла, но ничего не затопило, потому как берега реки в тех местах высокие. Специалистов, проявивших спокойствие в трудной ситуации, наградили, на смотровой площадке установили памятник. Виновных в трагедии «закрыли». На разные сроки.
Когда пришло время трезво оценить ситуацию и рассмотреть планы по дальнейшему развитию станции, решили создать мощный водосливной канал. Его функция проста и понятна: когда воды сверху набирается много, то ту, что невозможно сбросить через гидроагрегаты, можно спустить по тоннелю внутри горы по обводному пути. Канал строили 10 лет. Вода в нем течет каскадами, дабы сама себя автоматически гасила при дальнейшем попадании в Енисей. Все, вроде бы, рассчитали, но потом вдруг заметили, что вода с каскадов вылетала и подмывала противоположный берег реки. Приняли решение его укрепить, и теперь он находится в очень приглядном состоянии.
По верхнюю сторону плотины – рай для туристов
Вода нижнего уровня Енисея (бьеф), глубина которого невелика (6-10 метров) никогда не замерзает. Так оно повелось с 1978 года, когда запустили первый гидроагрегат. И это в Сибири, где морозы подчас ого-го! Почему не замерзает? А потому что забор воды сверху, из водохранилища осуществляется всегда при температуре этой самой воды +6 градусов. Представляете картину, когда на улице -30 градусов, плюсовая вода ниспадает попадает в нижний бьеф, и Енисей тогда начинает парить! Далее поток следует до Майнской ГЭС, до села Шушенского, потом Енисей попадает в Красноярское водохранилище, и уже там вода покрывается льдом.
К верхнему бьефу (Саяно-Шушенское водохранилище) попасть можно и, главное, нужно. Туда ведет объездная, не самого лучшего качества дорога вдоль обводного канала с каскадами, через перевал. Несколько минут тряски, и вы оказываетесь на берегу живописного залива, где, оказывается… кипит жизнь. Здесь много плавбаз – туристических и рабочих. За денежку вас поселят с роскошными видами вокруг, увлекательной рыбалкой на тайменя, форель и сига и с лодочными экскурсиями.
Правда, плавать (ходить) по заливу небезопасно – на поверхности и под полно бревен. А что поделать – плотина рабочая, уровень воды в водохранилище не постоянный, вот эти бревна с берегов и срывает. Говорят, что несколько лет назад китайцы предложили очистить залив от бревен и прочего мусора, но у наши отказались. Все же ГЭС – объект стратегический. Где-то до августа уровень воды в водохранилище будет как сегодня, и эта ровная сухая полоса на крутых лесистых берегах сохранится в неизменном виде. Надо сказать, что зрелище оригинальное.
Подходить на катере близко к плотине запрещено. Мы глушим мотор загодя и делаем снимки. Видно, что до вершины бетонной плотины еще метров 20-25. Через пару месяцев останется метров 5, тогда, говорят местные, картина будет еще величественнее.
С плавающими бревнами борются, ведь нельзя допустить, чтобы все это «хозяйство» попало с потоком воды в царство гидроагрегатов. Для этого есть свои простые и неприхотливые технологии. А самая серьезная уборка происходит, когда в регион прилетают первые лица государства. Министр обороны – уроженец Тывы, а она тут рядом. Генерал, понятное дело, неплохо ориентируется в здешней местности, потому нет-нет, да и покажут по центральным ТВ-каналам кадры с «королевской рыбалки», когда на крючке брыкается 17-килограммовая щука.
Первые лица предпочитают отдыхать в биосферном заповеднике. Это примерно в 250 км от ГЭС, на Малом Енисее. В такие «горячие» дни туда мобилизуют весь местный флот и прочие возможности региона. А до этого с усердием красят дорожные бордюры и наводят другой, такой важный для местных жителей лоск.
Кто захочет последовать примеру власть придержащих милости просим. За денежку вас закинут катером в тайгу, дадут с собой пропитание и средства для сносной жизни, все расскажут и покажут, и даже дадут 100% гарантии на улов. Поэтому если вы свои кровные, припасенные на Турцию или Египет, еще никуда не вложили, то можно потратить их на отдых в девственной Хакасии. За 2-4 дня уик-энда со счета спишут 50-300 тысяч. А что вы хотели, альтернативы нынче немного. Туризм-то внутренний…
-
25.06.2025, 08:19
Судно с 3000 новых автомобилей затонуло в Тихом океане
В международных водах Тихого океана у Алеутских остров (Аляска) затонуло судно Morning Midas, которое перевозило около 3000 новых автомобилей из Китая в Мексику. Как сообщила компания Zodiac Maritime, управляющая судном, причиной стала цепочка трагических событий.Читать далее
-
24.06.2025, 18:18
Как не заснуть за рулем. 5 правил, которые спасут жизнь
Сонливость за рулем – серьезная угроза жизни и здоровью водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Потеря внимания даже на несколько секунд может привести к трагическим последствиям. Простые, но эффективные советы помогут оставаться в тонусе даже в дальних поездках.Читать далее
-
23.06.2025, 15:26
Трассу «Кола» перекроют на 2 часа из-за высокой яхты
24 июня федеральная трасса Р-21 «Кола», связывающая Санкт-Петербург с Мурманском, будет временно перекрыта для прохода яхты по реке Свирь. Ограничения коснутся моста на 236-м километре трассы – в районе Лодейного Поля. Читать далее
-
21.06.2025, 08:03
Mansory показала Mercedes G-Class с безумным дизайном
Тюнинг-ателье Mansory, известное своими экстравагантными доработками автомобилей, представило новый проект на базе Mercedes G-Class. На этот раз специалисты из Швейцарии объединили усилия с популярным американским художником стрит-арта Алеком Монополи (Alec Monopoly).Читать далее
-
19.06.2025, 00:22
Самые яркие и дорогие российские автомобили, которые продают в Европе в июне 2025 года
Интерес к автомобилям российского производства в Европе сохраняется на протяжении десятилетий. Причин несколько. Одни ностальгируют по временам соцлагеря. Другие ценят наши машины за уникальность и простоту конструкции. Третьи – просто чудаки и любители экзотики.Читать далее
-
18.06.2025, 12:48
АвтоВАЗ показал рестайлинговый внедорожник Lada Niva Travel
На площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) АвтоВАЗ представил обновленную версию легендарного внедорожника Lada Niva Travel. Главные изменения коснулись экстерьера и силового агрегата.Читать далее
-
25.06.2025, 08:19
Судно с 3000 новых автомобилей затонуло в Тихом океане
В международных водах Тихого океана у Алеутских остров (Аляска) затонуло судно Morning Midas, которое перевозило около 3000 новых автомобилей из Китая в Мексику. Как сообщила компания Zodiac Maritime, управляющая судном, причиной стала цепочка трагических событий.Читать далее
-
24.06.2025, 18:18
Как не заснуть за рулем. 5 правил, которые спасут жизнь
Сонливость за рулем – серьезная угроза жизни и здоровью водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Потеря внимания даже на несколько секунд может привести к трагическим последствиям. Простые, но эффективные советы помогут оставаться в тонусе даже в дальних поездках.Читать далее
-
23.06.2025, 15:26
Трассу «Кола» перекроют на 2 часа из-за высокой яхты
24 июня федеральная трасса Р-21 «Кола», связывающая Санкт-Петербург с Мурманском, будет временно перекрыта для прохода яхты по реке Свирь. Ограничения коснутся моста на 236-м километре трассы – в районе Лодейного Поля. Читать далее
-
21.06.2025, 08:03
Mansory показала Mercedes G-Class с безумным дизайном
Тюнинг-ателье Mansory, известное своими экстравагантными доработками автомобилей, представило новый проект на базе Mercedes G-Class. На этот раз специалисты из Швейцарии объединили усилия с популярным американским художником стрит-арта Алеком Монополи (Alec Monopoly).Читать далее
-
19.06.2025, 00:22
Самые яркие и дорогие российские автомобили, которые продают в Европе в июне 2025 года
Интерес к автомобилям российского производства в Европе сохраняется на протяжении десятилетий. Причин несколько. Одни ностальгируют по временам соцлагеря. Другие ценят наши машины за уникальность и простоту конструкции. Третьи – просто чудаки и любители экзотики.Читать далее
-
18.06.2025, 12:48
АвтоВАЗ показал рестайлинговый внедорожник Lada Niva Travel
На площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) АвтоВАЗ представил обновленную версию легендарного внедорожника Lada Niva Travel. Главные изменения коснулись экстерьера и силового агрегата.Читать далее